Достойное достоинство: истинное смирение и самоуважение — это одно и то же

Посвящается Ирине Черных

Каково это — быть хорошим? «Я поступил правильно, и поэтому чувствую себя хорошо». «Какой-то я слишком хороший, мне даже как-то от этого нехорошо». Неважно, правильно ли то, что мы считаем правильным. Мы уже говорили с вами о том, что важно именно так и поступать, чтобы это выяснить.

Что же мешает нам быть «хорошими» по-своему? Так, как мы понимаем идеал жизни, идеал человека? Да, важно принять себя таким, какой ты есть. Однако заниматься при этом самоосознанием — не взаимоисключающие вещи. Тем не менее, нередко мы отступаемся от того, чтобы быть лучшей версией самих себя, вот прямо здесь и прямо сейчас. Притом, не от недостатка осознанности. Мы сомневаемся, что то, что кажется нам достойным, такое уж стоящее на самом деле.

Содержание статьи:

  1. Be good или feel good
  2. Общими силами
  3. Ты у меня попляшешь
  4. Свобода и независимость
  5. Достойное достоинство

Be good или feel good

В чем разница? Спросите вы. Быть хорошим, или чувствовать себя хорошо. Отличие в том, к чему мы стремимся изначально. Сразу предостерегу вас, дорогие: слова — это просто слова, и каждый видит за ними то, с чем привык ассоциировать. Особенно в случае с  набившей оскомину фразой «быть хорошим».

Мы стремимся чувствовать себя хорошо — это, конечно же, здорово. Но это не то же самое, что стремиться быть хорошим. Хотя в некоторых случаях одно может являться частью другого. В чем же несхожесть принципиальная?

Когда мы стремимся быть «хорошими» (в значении правильно жить, или быть позитивными, излучать свет тоже подойдет), нас заботит то, что мы собой несем людям и миру, всему живому, что в нем есть.

Когда мы стремимся чувствовать себя хорошо, нас волнует наше собственное состояние комфорта. Это — наш священный грааль. «Мне должно быть хорошо». И на этом точка. А почему мне должно быть хорошо? Это уже по умолчанию подразумевает, что «я есть хороший», быть или стать хорошим вопроса не стоит. Отступления от комфорта посему, провоцируемые жизнью, воспринимаются как бессмысленная жестокость и несправедливость: «Ну почему?!»

Однако, как уже было сказано выше, стремление чувствовать себя хорошо может составлять часть стремления быть хорошим, т. е. правильно жить. Что это значит? Я понимаю, что когда мне нехорошо, ничего позитивного я выдать не могу, даже на самые ближние мили вокруг, не говоря уже о дальних. И, в зависимости от силы моего излучения, производимое «загрязнение» может быть более или менее сильным.

Сознавая это, я всегда, чтобы быть хорошим, стараюсь чувствовать себя хорошо.

Общими силами

Конечно, есть и другие представления, стоящие за фразой «быть хорошим», и сейчас я имею в виду те, от которых становится не по себе.

Это — быть хорошим в значении угодить другим. Понравиться им. Соответствовать их ожиданиям. Или — впечатлить их настолько, чтобы они соответствовали моим. Ложное понимание «быть хорошим» означает старание соответствовать правде других. Мы изучаем других и то, чего они хотят. Но не чтобы пересмотреть и, возможно, скорректировать свою правду. Нет, мы хотим подстроиться (это называется конформизм), и в результате чувствовать себя хорошо!

Вот откуда берется искажение, и всё выстраивается вверх тормашками. На самом-то деле мы хотели себя чувствовать хорошо, а не быть хорошими и правильно жить — для себя, для других. Ошибка закрадывается в стремление быть хорошим, когда оно является придатком желания чувствовать себя хорошо.

Ты у меня попляшешь

А что бывает дальше, мы все знаем очень хорошо. Это и отношения зависимости, и несбывшиеся ожидания, включающие в себя «Я для тебя… А ты для меня..!»

Тут уже не останется никого, кто чувствовал бы себя хорошо, в радиусе далеко не одной мили.

Казалось бы, все легко и просто, почему же мы на это попадаемся? Потому что данная иллюзия — мираж, как у путников в пустыне бывают. Мы обманываемся.

Мы действительно верим (до поры до времени, хо-хо), что это способ стать "хорошими" — быть зависимыми в этом от других. Нас хвалят, нас понимают и одобряют (неужели любят??), и мы чувствуем себя хорошо. «Даа... Вот это айс. Да, я хороший. Иначе бы я этого сейчас не чувствовал. Иначе они так бы себя со мной не вели».

Однако недаром великий Лев Толстой сказал: «когда нас любят, мы думаем это оттого, что мы хороши. На самом же деле нас любят потому, что хороши те, кто нас любит». Т.е. чувство любви от качеств ее объекта не зависит. (Не все ведь могут ее к этому объекту испытывать, не так ли? А только те, у кого таковая любовь имеется).

Но мы ведемся на эту удочку, это так легко. И страдаем, когда они то, когда они это. Не дают нам думать о себе так хорошо, как мы бы хотели. Мешают нам чувствовать себя хорошо в ложных представлениях о своей хорошести.

И тогда… Тогда порой случается то, что называется от любви до ненависти один шаг. «Ты меня больше не любишь!.. Значит я не могу быть хорошим больше… Я — плохой… Иначе мне не было бы сейчас так плохо… Или нет, я знаю, это ты во всем виноват! Ну, ты у меня теперь попляшешь! И почувствуешь то, что испытываю я сейчас!»

Свобода и независимость

Мы возлагаем на других ответственность за свои чувства. Мы клонируем их убеждения. А ведь каждый из нас сам по себе — в космическом путешествии. Почему же нам недостаточно своей собственной «самости»? Потому что мы не хотим ее принимать. Что мы сами по себе. Что качество наших мыслей и поступков не зависит от числа людей, разделяющих их с нами.

«А счастье было так возможно, так близко!..» Не надо искать, что такое хорошо и что такое плохо. Зачем утруждаться? Задумываться, каковы будут последствия выбора, который намереваешься совершить, или что, наоборот, привело к тому, что есть сейчас. Будь как все, следуй за большинством, и ты не ошибёшься! Во всяком случае, если ошибка и случится, на тебя пальцем точно никто не покажет, что ответственен за это именно ты! (Тема уже затрагивалась в этой статье).

Ведь так приятно и спокойно полагаться на течение, по которому движется общество. Тебе и не одиноко, и выбором направления заморачиваться не нужно!

Что же в корне, почему так? Если сформулировать прямо, получится примерно следующее:

"даже неверное чужое кажется мне лучше, чем правильное свое".
Мы просто-напросто отвергаем себя. Не считаем себя, свое мнение и свою правду достойными. Будь они хоть тысячу раз выигрышными, верными и разумными, мы лучше примкнем к большинству, или к одному другому, чтобы не испытывать эту боль ошибочности себя.

На этом объяснения причинно-следственной цепочки мной заканчиваются. Однако могу предположить: поступая хорошо, мы чувствуем себя хорошо. Это и есть ощущение счастья. Поступая же НЕхорошо… Кто знает, сколько требуется времени, чтобы смыть это ощущение со своей души? Мы не хотим этого узнавать. Чтобы, приняв истину, начать все восстанавливать и строить заново, на этот раз поступая правильно.

Достойное достоинство

О, ребятки, знали бы вы, как давно я мечтала приступить к этой теме. И немножко боялась. Настолько важна она для меня самой. Имя моей подруги и по совместительству сестры, вынесенное в посвящение, среди прочих благословений дало мне и этот урок.

Что значит быть, какой ты есть, без оглядки на других, и знать себе цену, смеренную твоими трезвыми мерками, — а другие пусть меряют своими. Я безмерно благодарна и до сих пор усваиваю этот урок.

Это очень приятный процесс. Со временем, исправляя свои ошибки, как-то привыкаешь к тому, как он протекает. Не возникает уже гнев или смех по этому поводу,  лишь принятие того, как все сложилось, с желанием понять, как наилучшим образом действовать теперь.

Ведь,

исправляя ошибки, ты начинаешь жить правильнее. А значит, чувствуешь себя лучше и становишься более хорошим для других — в значении того, что ты можешь им дать.

Для меня тема «достойное достоинство» — это один из переломных моментов в восприятии жизни и себя. Когда ты недоволен собой за то, чего в тебе нет, или есть не такое, как бы хотелось, ты совершенно упускаешь из виду то, что заслуживает быть оцененным по достоинству. Заслуживает уважения и твоей признательности, готовности отстаивать собственную точку зрения или манеру поведения, вместо того чтобы от смущения их высмеивать (я боюсь что вы посмеетесь надо мной, поэтому принижу-ка я себя первой, это ведь чуть менее больно).

Когда ты начинаешь уважать то хорошее, что в тебе есть, оно словно бы обретает силу. Как будто твои глаза открываются на то, что и так всегда было в тебе. Но прежде тебе некогда было взглянуть на это своими глазами. Ты был слишком занят угождением другим и стремлением быть хорошим для них. Тогда как высшая (в хорошем смысле) форма эгоизма состоит в том, чтобы быть хорошим для себя (т. е. по-своему). По-другому она называется бескорыстие.

Связанные статьи:

  1. Как избавиться от стремления угодить
  2. Как стать самим собой
  3. Как перестать сравнивать себя с другими
  4. Как научиться жить по средствам
  5. Самоощущение и взаимоотношения: как чувствуешь себя — такой для других
  6. Своя правда: как принять чужую и изменить свою
  7. Претензии и самоутверждение: уравновешиваем чаши весов
  8. Наследие: отдавать приятнее, чем получать

Поделиться в соц.сетях:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Достойное достоинство: истинное смирение и самоуважение — это одно и то же: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.