Крайние меры и ПОЛУмеры – что предпочесть?

букетик цветов и одинокий цветокРешив чего-то добиться, мы можем делать ради этого все от нас зависящее. Нажать на педаль до самого упора – необязательно чтобы ускорить результат —  просто мы верим, что так правильно. Достигать желаемого нужно именно таким путем: или все, или ничего.

Но так ли это на самом деле? Возможно, крайность в поведении приводит к одному лишь избыточному напряжению, и эффективнее будет прикладывать усилия, не мешая при этом вещам идти своим ходом?

 Откуда ноги растут

На чем основана данная манера поведения? Когда мы, для того чтобы исправить неточность, не используем штрих-корректор, а вырываем страницу, чтобы переписать ее полностью? Конечно же, это страх столкнуться с несовершенством, пережить его — что неизбежно, когда мы ощущаем себя его источником. Одни спокойно переносят допущенные оплошности, не чувствуя в этот момент боли, для других же они – свидетельства собственной ущербности или несостоятельности. (Подробнее читайте в статье о стремлении к совершенству).

Отсюда и возникает подспудное желание «исправлять» ошибки так, чтобы не оставалось даже следов их существования, т.е. начисто все переделывать. Стоит ли говорить о том, что крайность в поведении всегда основывается на чем-то, в той или иной степени неестественном для нас, и потому вряд ли может быть для нас благотворной.

Мы прикладываем чрезмерные усилия, буквально из кожи вон лезем, но результаты едва ли радуют нас. Так происходит потому, что мы изначально ориентированы неверно. (О том, как мы ненамеренно вставляем палки в колеса самим себе, читайте в статье про самосаботаж).

Товар лицом

И совсем другая ситуация предстает перед нами, когда человек умеет избегать этой ошибки – олицетворения себя со своими ошибками. Забавно, что в первом случае, о котором речь была выше, вреда себе мы наносим больше не самой ошибкой, а тем значением, которым ее наделяем.

Точно так же и здесь, только наоборот. Благодаря легкости и готовности признать, допустить свою ошибку, мы не только совершаем их ощутимо реже, но и справляемся с их последствиями с гораздо меньшими энергозатратами.

Такое умение по сути означает, что мы способны по-настоящему смотреть на самих себя. Мы не стремимся притвориться, что являемся сверх-людьми, не делаем вид, будто не осведомлены о наличии у себя недостатков и ограничений.

Преимущества такого подхода очевидны.

Нам не нужно быть идеальными или видеть перед собой идеал, чтобы почувствовать удовлетворение и вкус к жизни. Мы становимся способными воспринимать вещи целиком, со всеми достоинствами и недостатками. 
Вы спросите, что с того? Кажется, все указывает на то, что этот мир неидеален. И отказываясь признавать и познавать подобные амбивалентные (противоречивые) категории, мы упускаем в своей жизни очень и очень многое.

Непринужденно

Какое удовольствие видеть человека, который и в условиях стресса остается человеком! Который способен терпимо относиться к недостаткам и слабостям других, потому что дал себе на них право. Такой человек производит впечатление особы, обладающей чувством собственного достоинства. Для него отломанный от печенья кусочек не свидетельствует о его непригодности и необходимости выбросить кушанье, чтобы затем отыскать целый («правильный») экземпляр.

Конечно, здесь сразу возникают мысли об ошибках, которые совершили родители, «привив» ребенку подобную модель поведения: ругали не поступок, а его самого, давали понять, что такой (с неприкрытой уязвимостью, той или иной формой несовершенства) он им не нужен (что и приводит впоследствии к чудовищному напряжению при столкновении с фактом того, что на самом деле в нем есть, и трудноискоренимой привычке к маскировке).

Однако все мы здесь люди взрослые и понимаем: что было, то прошло. Сейчас каждый сам в ответе за свою жизнь. (Кроме того, я поддерживаю продвинутые теории о том, что поведение наших родителей с нами ни капли не случайно и обусловлено конкретными уроками, ради усвоения которых мы и появились на свет).

Что же дает способность к «полумерам»? О, это просто невероятная легкость, с которой можно идти по жизни в любом манящем направлении! Если нам удалось изменить этот параметр своего бытия, вдруг оказывается, что для осуществления своих мечтаний у нас достаточно и сил, и времени…

Принять ошибки

Помимо всех вышеуказанных недостатков, привычка к крайним мерам не дает нам вкусить плоды своих ошибок. Ведь у всего есть обратная сторона. Закон противодействия в этом мире никто не отменял. Отгораживаясь же от своих возможных/реальных промахов, мы лишаемся также ресурса, в них заложенного.

Ошибки – это неизбежная часть процесса обучения. Сознательно или нет, но отказываясь ошибаться, мы отрекаемся также и от своего развития.

Безусловно, говорить об этом легко, а сделать не так-то просто – принять свои ошибки, саму возможность их совершения, которую нельзя из себя выкорчевать. Как мы можем помочь себе с этим? Наверное, в первую очередь помнить, что «обвинениями ничего не изменишь; они только лишают нас сил и решимости действовать» (Л. Хей).

Учиться отделять свой опыт от самого себя. Потому что самую сильную боль мы испытываем от тех или иных проявлений идеи, что в нас самих что-то неправильно. И мы нацеливаемся на то, чтобы корректировать себя, а не свое поведение, мотивы и т.д. Мы ли себя создавали?! Посему мы можем работать только над тем, как лучше всего обращаться с тем, что в нас уже есть.

Встретить судьбу

Мы всегда стремимся жить лучше, и желание становиться лучше также заложено в нас изначально. Так может, к чему все это, и в действительности предпочтительнее стремиться к абсолюту во всем? Рискуя запутать вас понятиями, скажу, что, на мой взгляд, абсолютом в нашей с вами человеческой жизни может быть только как можно более широкий взгляд на нее. На разные срезы, преломления ее. Если посмотреть так.. а вот так..? Отсекая не устраивающую нас часть, мы сужаем угол своего обзора и, как следствие, свой мир.

По-видимому, это стадия развития, которую необходимо преодолеть. Из разряда юношеского максимализма, называйте как хотите. Крайность в поведении, повторюсь, всегда означает некую судорожность, поспешность, под которой кроется тот или иной страх. Для каких плодов такая почва может стать благодатной?

Нужно учиться видеть полутона, коих немереное количество в этом мире, и в жизни каждого из нас. (А затем прибегать и к полумерам). Потому что, выбирая «всё или ничего», даже если мы получаем первое, все равно оказываемся как будто бы за стеклом.

Мы оказываемся внутри нами же очерченного круга, куда не может попасть никакая «нечистая сила», но так же и все другое (хорошее), что не входит в нарисованные нами рамки. Однако как бы мы ни старались, Жизнь всегда найдет, чем нас удивить — если мы будем готовы это впустить.

Похожие статьи:

  1. Ресурс: искусство распределения собственной энергии
  2. «Second chance»: как начать жизнь с чистого листа

Понравилась статья? Помогите её распространению через соц.сети =)

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.