«Своя правда»: как принять чужую и изменить свою?

скрещенные копья над гербомУ каждого своя правда. Не так уж часто мы сомневаемся в том, что кажется нам верным. Скорее наоборот – обычно мы сопротивляемся, когда что-то (или кто-то) пытается нашу правду поставить под сомнение.

Что касается истины других людей, ее мы изначально воспринимаем вместе с большим знаком вопроса: «а так ли это на самом деле?», даже если жизненная ситуация человека к нам лично отношения не имеет. Просто, чужую истину приговорить к опровержению почему-то гораздо проще, чем свою.

Странная и нелогичная закономерность, не правда ли? Ведь наша правда на то и наша, чтобы мы ей распоряжались.

 Содержание статьи:

  1. Во поле береза стояла
  2. Взгляд снаружи и изнутри
  3. Быть мудрее
  4. Уважение к автономности
  5. Заняться собой

Во поле береза стояла

Решиться показаться людям – значит подвергнуться потоку мнений. И говоря «показаться», я имею в виду раскрыть те или иные стороны своей жизни и себя. Обнажить, явить что-то миру. (Или только близким).

Открыться – это рискнуть оказаться отвергнутым, ведь если тебя не знают, то не могут и отвергнуть. Часто мы скрываем самих себя по этой простой причине. Конечно, простой только с виду. Ведь неизвестно, что хуже: априорное сознание своей потенциальной отверженности, которое не дает сделать лишнего шагу вперед, или действительное переживание отвержения, когда открывшийся человек подвергается неприятию и осуждению.

Порой мы просто не замечаем, с какой легкостью делаем это. Мы хотим помочь, и беремся давать совет, не дослушав историю до конца. Мы задаем не всегда уместные вопросы, подталкивающие человека к сомнительным по полезности размышлениям «кто виноват и что делать».

В наше время повсеместной отчужденности и скрытности, когда порой мы не доверяем даже самим себе, удивительно и невероятно, что моменты искренности, малейшее приоткрывание ворот в сокровенное в человеке не вызывают у нас душевного трепета и уважительного почтения!

Взгляд снаружи и изнутри

Поймите правильно – оптималистический подход тоже важен, я этого не отрицаю. Мы хотим помочь, хотим все решить (забывая, что решения в принципе требует не все), и на эмоциональное откровение другого реагируем рационально. Вот почему возникает непонимание. На чувства нужно отвечать чувствами, они не поддерживают другого языка.

Такая реакция не обязательно должна выражать одобрение. Безусловно, каждый имеет право на собственное мнение, и подделывать его ради чьего-либо удовольствия не стоит. Главное, она должна быть соотносимой – такой, чтобы имело место быть взаимодействие двух живых чувствующих людей, а не человека с роботом.

Изнутри

Почему мы держимся за свою правду? Потому что она не так легко нам далась. Глядя на свою жизнь изнутри – что мы знаем о ней по факту, и как чувственно это воспринимаем, — мы располагаем немалым объемом сведений, нередко противоречивых.

Из них мы и составляем ее — свою истину, свою правду жизни, стараясь, чтобы она была как можно более точной (витание в облаках еще никому не помогало), и в то же время помогала нам двигаться в желанном направлении (соответствовала нашим жизненным принципам, или жизненной философии).

А посему немудрено, что не так-то просто заставить нас плоды своего столь обширного труда пересмотреть!..

Снаружи

Что же в случае, когда речь идет о чьей-то правде? Даже будучи посвященными в мельчайшие детали какого-либо происшествия, имевшего место быть не с нами самими, мы располагаем недостаточными данными, чтобы осмелиться делать серьезные выводы. Потому что при таком раскладе мы видим, в лучшем случае, только половину всей картины, остальное же додумываем. Все, что у нас здесь есть – это взгляд снаружи, и вся информация, которой мы в результате располагаем – так или иначе поверхностная.

Именно поэтому чужую правду так легко поставить под сомнение.

Мы смотрим издалека, видим упрощенно, и от того беремся делать выводы, которые идут далеко впереди нас самих. Все кажется нам простым не потому, что это так, а потому, что мы позволяем этой кажущейся простоте и очевидности вещей ввести нас в заблуждение.

 Быть мудрее

И только оказавшись в кресле «подсудимого», мы можем наконец задуматься: что-то не верно в установившемся порядке вещей. Как можно оценивать айсберг, видя лишь только его верхушку? Располагать фактами, которые лежат на поверхности, но уже позволять себе выносить суждения?

Слушая другого человека, либо познавая чью-то историю из книг, фильмов, как-то иначе наблюдая за жизнью, мы идентифицируем этот фрагмент с тем участком своего жизненного опыта, который нам кажется самым похожим и близким. И потому начинаем думать, что знаем эту ситуацию изнутри, мы не голословны, высказывая свое мнение и оценивая человека. Однако каким бы похожим не был опыт, он никогда не бывает абсолютно идентичным. 

Недаром говорят, «прежде чем судить человека, пройди милю в его мокасинах». Кроме того, для разных людей схожий опыт может означать совершенно разное. Мы все очень похожи, но тем не менее отличаемся. Как нет двух одинаковых людей, так же нет и двух стопроцентно симметричных человеческих жизней.

Поэтому это едва ли не наш моральный долг перед всеми людьми в нашей жизни позволить им отличаться. Мыслить и чувствовать и жить не так, как мы. (Безусловно, если это не причиняет вреда окружающим).

Уважение к автономности

Ведь этого мы хотим больше всего для самих себя – чтобы нам позволили самостоятельно решать, что для нас хорошо, а также делать собственные ошибки. Да что там — в какие-то моменты мы просто хотим, чтобы окружающие оставили нас в покое.

Конечно, от того, что кто-то смотрит на нашу ситуацию не так, как мы, наше право оставаться при своем мнении никуда не девается. Однако, подобное воздействие способно в какой-то степени выбить у нас почву из-под ног, покачнув нашу истину. (Даже если это ни что иное, как правда и есть. Чем больший авторитет для нас имеет ударяющий, тем больше амплитуда пошатнувшейся истины).

Люди, позволяющие другим быть такими, какие они есть, независимо от того, как это соотносится с их собственной жизненной истиной, обладают особым очарованием и шармом. Их любят именно за это – за свободу быть собой рядом с ними, за возможность без страха раскрывать себя (чтобы лучше понять и, возможно, затем изменить).

 Заняться собой

Быть занятым в основном собственной персоной не только выгодно для нас, но и полезно для других. Когда мы по-настоящему уделяем внимание себе, нам легче оставить в покое других. (Что весьма позитивно сказывается на отношениях 😉 ). Легче дать право на их собственную жизнь, пусть и рядом с нами.

А если это дается нам ну очень непросто (поступают жалобы 😀 ), стоит устроить проверку: как обстоят дела с нашей собственной правдой в жизни? Может быть, она безнадежно устарела, или поступили новые сведения, однозначно ее опровергающие, а мы не хотим переживать боль этой утраты, разрушения и строительства новой истины. Мы не хотим брать на себя такую ответственность – ведь слишком многое стоит на кону, лучше просто закрыть на это место глаза. На свою жизнь, и определенные подробности в ней.

Ведь столько ЧУЖИХ жизней есть вокруг! Там – все просто, все понятно, все интересно, а главное – безболезненно. Мы глянули одним глазком – и уже разобрались, что к чему, ай да мы, ай да молодцы! В своей-то жизни бы такие ладные обстоятельства, но там – эх! все куда как сложней…

Не сложнее. Все жизни одинаковые. А люди разные. И вы никогда никого не узнаете так хорошо, как самого себя. Если, конечно, внутренне не согласитесь с тем фактом, что свою правду можно изменить, чужую же – только принять.

Дорогие, если поднятая тема откликнулась в Вас, обязательно оставьте комментарий. Мне не терпится узнать, что Вы думаете! 

Похожие статьи:

  1. Уровень осознанности: у каждого свой путь 
  2. «Ни перед кем не отчитываюсь»: зачем нужен царь в голове?

Понравилась статья? Жмите кнопку "поделиться" 🙂

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.